Blogroll

22 мая 2011 г.

Джеймс Кэмерон (Страсти по Оскару)

На счету Джеймса КЭМЕРОНА суперпопулярные ленты “Терминатор”, “Чужие”, “Бездна”, “Титаник”, принесшие маэстро славу самого дорогого режиссера и непревзойденного мастера спецэффектов. Любимое детище Джеймса — картину “Аватар” еще до выхода на экран назвали “Проектом века”
Полное имя: Джеймс Фрэнсис Кэмерон.

Родился 16 августа 1954 года в г. Капускасинг, Канада.
Родные: отец — Филипп Кэмерон, инженер-электрик; мать — Ширли, художница.
Семейное положение: женат, супруга Сьюзи Эймис, актриса; дети: дочери Джозефина Арчер (1993 г.), Клэр (2001 г.), Элизабет Роуз (2006 г.), сын Куинн (2006 г.).
Образование: Калифорнийский университет, факультет физики (не окончил).
Профессия: продюсер, режиссер, сценарист, актер, оператор.
Награды: премии “Оскар” и “Золотой глобус”.
Крат­кая фильмография
Аватар” (2009)
Титаник (1997)
Правдивая ложь” (1994)
На гребне волны”,
Терминатор 2 Судный день (1991)
Бездна” (1989)
Чужие” (1986)
Терминатор” (1984)
“Пираньи-2: Нерест” (1981)
“Ксеногенезис” (1978)
Итак, победителем в номинации “Лучший фильм” становится...” Джеймс, который до этого момента испытывал лишь легкое волнение, охватившее всех присутствующих на церемонии награждения главной премией года, заметно напрягся.“К чему бы это?” — гадали те, кто все время с любопытством наблюдал за поведением Кэмерона. Ведь и так понятно, что у малобюджетной военной драмы “Повелитель бури” — главного конкурента “Аватара” — немного шансов обойти мегапопулярный фантастический триллер, на создание которого ушла не менее фантастическая сумма — почти 240 миллионов долларов! А главное — он окупился сторицей.“Два миллиарда четыреста миллионов — таких денег не удавалось собрать еще ни одному киношедевру в мире!” — восклицали киноманы и сорвавшие отличный куш кинобизнесмены. Присутствующие 7 марта 2010 года в зале лос-анджелесского кинотеатра “Кодак”, конечно, отлично помнили церемонию, которая проходила здесь двенадцать лет назад. В тот раз, получая вожделенную статуэтку за невероятную историю любви, разбившуюся об айсберг в Атлантическом океане, Кэмерон не скрывал чувств: “Я — король мира!” — заявил он. “Кто знает, может быть, его тщеславие и самонадеянность в 1998-м станут причиной неудач в будущем?” — рассуждали суеверные поклонники. Однако тогда триумфатор, вынесенный затонувшим “Титаником” на гребень мирового успеха, не придал этому значения. Правда, время спустя все же уточнил: реплика была всего лишь цитатой из собственного фильма — ничего личного. Но мысль, незримая, улетела в пространство, качнув чашу весов, на которой взвешиваются пороки и добродетели... В 2009-м Джеймс предпринял еще одну попытку задобрить судьбу, публично пожелав победы своей сопернице и... экс-супруге Кэтрин Бигелоу с ее “Повелителем бури”. “Это звездный час Кэтрин, и я буду счастлив проиграть ей, — великодушно сказал Джеймс, добавив Кэтрин единственный режиссер, против чьей победы я не возражаю”. Говоря эти слова, он искренне верил, что все пойдет по совершенно другому плану. И в очередной раз готовился пожать лавры “самого”, неубедительно отвергая титул “Король Голливуда”, услужливо подаренный представителями прессы. Но предательская мысль “А вдруг...” отчего-то не давала покоя. Уступить женщине — это, несомненно, по-джентльменски. Но проиграть?.. От такой перспективы мороз пробегал по коже: он гнал прочь нехорошее предчувствие. Конечно, даже в случае грандиозного провала мир не рухнет — все будет идти своим чередом. Для всех, кроме него: только он, Джеймс Кэмерон, человек, ставший живой легендой кинематографа, знает, сколько на самом деле стоит “Аватар”. Миллионы? Миллиарды? Да он бесценен! Ведь время и душевные силы, вложенные в постановку фильма всей его жизни, никогда не восполнить. Глядя на сцену, где, создавая интригу, держали театральную паузу ведущие, а притихшие на мгновение гости и коллеги-номинанты готовы были огласить пространство взрывом оваций, он думал совсем о другом...
Почему-то именно теперь ему захотелось вернуться в те волшебные дни детства, когда вся семья собиралась вечером за столом в общей комнате. Младшие братья — их у Джеймса было четверо — возились с игрушками, а он, затаив дыхание, наблюдал, как на белом листе бумаги возникают невероятные картинки, создаваемые умелой маминой рукой. Отец, пришедший со службы после напряженного рабочего дня, в их занятиях не участвовал. Отгородившись газетой, Филипп Кэмерон изучал сводки о политических баталиях в стране и мире, с аппетитом пережевывая очередной сэндвич. В то время Джим, как называла его мама, еще не мечтал о большом кино и даже не предполагал, что станет делать в будущем. Как большинство ровесников, он с удовольствием проводил дни на улице в поисках нехитрых мальчишеских приключений, тайком проникал на вечерние сеансы в ближайшем кинотеатре и с презрением относился к девчонкам, считая, что они способны лишь ябедничать писклявым голосом и плакать по любому поводу. Джим отлично помнил тот день, когда они всей семьей переехали из канадского городка Капускасинг в провинции Онтарио в шумную Калифорнию. “Ты должен получить надежную специальность”, — напутствовал отец семнадцатилетнего отпрыска, не знавшего толком, кем он хочет стать. По мнению Кэмерона-старшего, сын обязан был связать свое будущее только с физикой. Так Джеймс оказался на физическом факультете Калифорнийского университета. Свободное от основных занятий время он посвящал рисованию, обучаясь в школе живописи. Правда, увлекательный мир формул недолго удерживал интерес: душа молодого человека, жаждавшая лирики, рвалась прочь туда, где можно дать волю фантазии, а не идти на поводу у строго установленных законов.Беззаботное было время! думал маэстро, вспоминая, как, оставив университет, зарабатывал на жизнь, крутя баранку школьного автобуса. “Наверное, тогда вы уже мечтали о том, как создадите свой первый фильм?” — спрашивали журналисты. “Я считал, что этим занимаются люди какой-то особой касты, которые рождены быть кинематографистами, — отвечал он. — Пацаны из маленьких канадских городков режиссерами не становятся”. То, что это не так, сам господин Кэмерон доказал много лет спустя, а заодно убедил тех, кто решил проделать непростой путь вслед за ним. А тогда он, согласно биографическим источникам, продолжал искать себя: попытал счастья в изучении английского языка и литературы на факультете философии Университета Торонто. Но интуиция подсказывала — это все не для него. Ему не давала покоя мысль о том, что где-то существуют небожители, способные творить новые вселенные силой своего воображения и оживлять их, используя чудеса современной техники. Мир кино — вот что влекло юного Кэмерона, заставляя то и дело возвращаться мыслью к увиденному однажды фильму Стэнли Кубрика “2001. Космическая одиссея”. Вероятно, с этого момента и началась его собственная одиссея. Теперь большую часть времени он просиживал в библиотеке и архивах, по крупицам собирая информацию о технологиях комбинированных съемок, РИР-проекции или колорирования пленки. Своей грандиозной идеей — попытаться самостоятельно снять фильм — Джим сумел увлечь друзей Рэндолла Фрейкса и Уильяма Вишера. Втроем они выпустили свой первый шедевр — короткометражную ленту “Ксеногенезис” — и не побоялись представить на суд главе компании New World Pictures Роджеру Корману. “Вы не можете себе представить, каково было наше удивление, когда Роджер, посмотрев эту “нетленку”, не только не высмеял новоявленных кинематографистов, но и предложил мне потрудиться вместе с ним!” — с улыбкой рассказывает Кэмерон сегодня. Корман и правда был впечатлен работой Джеймса и решил дать молодому коллеге шанс попробовать себя в качестве мастера по спецэффектам, а заодно и художника-постановщика картины “Битва за пределами звезд”. Результат творческих усилий Кэмерона по созданию спецэффектов в низкобюджетной “Галактике ужаса” привлек к способному самородку внимание итальянских продюсеров, пригласивших его на постановку другого фильма ужасов — “Пиранья-2: Нерест”. И хотя сотрудничество новоиспеченного режиссера со съемочной группой, говорившей исключительно по-итальянски, так и не сложилось, с этой ленты, собственно, и начался его путь в большое кино. Оставалось лишь определиться с направлением.

Одним из первых принял формат LazerDisc и вслед за VHS все свои картины выпускал на “лазере”, за что в 1995 году получил награду Laser Beam Award от Ассоциации лазерных дисков (LDA).
Своим кумиром считает ученого-океанолога Жака Ива Кусто. Кэмерон лично участвовал в погружениях и осмотре затонувшего “Титаника” вместе с профессиональными подводниками.
Является советником NASA: разрабатывает проект проведения видеосъемок во время планируемой пилотируемой миссии на Марс.
Для создания языка на’ви и обучения актеров режиссер пригласил эксперта по лингвистике Университета Южной Калифорнии (USC) Пола Фроммера.
21 августа 2009 года был объявлен Всемирным днем “Аватара”: в этот день по всей планете состоялся показ первого трейлера картины.
“Аватар” — пока единственный фильм, собравший в прокате более двух миллиардов долларов.
Вы говорили, что задумали “Терминатора”, когда болели гриппом. Это правда?” — донимают Кэмерона представители пишущей братии. “Терминатор” возник из образа хромового скелета, выходящего из огня”, — уточняет он и не без удовольствия рассказывает, как, разочаровавшись в работе над чужими проектами, задумал собственный. Мерно покачиваясь на волнах воспоминаний, Джим, как правило, не упускает деталей и подробностей, описывая бессонные ночи, проведенные в поисках интересного хода для боевика, который просто обязан будет покорить мир. Согласно сюжету, киборг-убийца отправляется в прошлое, чтобы погубить мать будущего лидера восстания. На создание картины у молодого режиссера ушло три года, но когда в 1984-м фантастический экшен-триллер вышел на экраны, ни у кого сомнений не осталось: на киношном небосклоне взошла новая звезда. Кроме впечатленной спецэффектами публики, “за” проголосовали и сухие, не ведающие эмоций, цифры: сборы превысили бюджет в 13 раз. Однако чтобы пробиться сквозь тернии недоверия кинодельцов и осуществить заветную мечту, стоило обладать кэмероновским терпением и напором. “Когда я написал сценарий, он понравился в Голливуде, но никто не соглашался, чтобы я был еще и режиссером. Я же другой вариант развития событий и не рассматривал”, — откровенничает мэтр. Помощь пришла в лице экшен-продюсера Гэйл Энн Херд: рассказывают, что именно эта женщина купила его за... один доллар и смогла заключить контракт со студиями Hemdale Pictures и Orion Pictures.
Непременным условием этого необычного договора стал пункт, закрепляющий за Кэмероном право снимать фильм. Смелая и, как оказалось, дальновидная Херд выделила на съемки картины шесть с половиной миллионов долларов. И была щедро вознаграждена. Картина принесла популярность Кэмерону и актеру Арнольду Шварценеггеру, известному до того момента только по фильму “Конан-Варвар”. А самой Гэйл — перспективу удачного замужества. Правда, эту тему в интервью Джим деликатно обходит стороной. Ведь именно с тех пор в его жизни появилась странная традиция: за громкой премьерой следовал не менее громкий развод, а затем — очередная женитьба. Как будто бог искусства требовал на свой алтарь новое подношение. Так или иначе, но брак с Шэрон Уильямс, заключенный в 1974 году, в 1985-м был официально расторгнут. Вместе с ней, единственной женой, не имевшей отношения к кинопроцессу, ушел период неудач и поиска себя: теперь для него все было предельно ясно. В том же году место скромной официантки рядом с новоявленной голливудской знаменитостью заняла умница и красавица Гэйл. Именно с ней Джим теперь обсуждал сюжет боевика “Чужие” — продолжения культового научно-фантастического триллера Ридли Скотта. Литературный и режиссерский талант Кэмерона, помноженные на продюсерское чутье молодой жены, сделали их тандем весьма успешным. В 1987-м их совместная лента стала первым фантастическим боевиком, номинированным на “Оскар” в категории “Лучшая актриса” за работу Сигурни Уивер, известной как бесстрашная Рипли.

Два года спустя супруги занялись съемками фильма “Бездна”, повествующего о столкновении команды подводников с инопланетной цивилизацией. К сожалению, одна из самых дорогостоящих для своего времени картин, построенных на сложнейших компьютерных спецэффектах, была полностью раскритикована за шаблонный голливудский финал и неровный темп повествования. Не оправдала она и зрительских ожиданий: американская публика не приняла “Бездну”. Несмотря на то что фэнтезийная история получила “Оскар” в категории “Лучшие визуальные эффекты”, для Джеймса эта работа оказалась печальным опытом. В бездну канули и отношения с Гэйл. После него миссис Херд еще дважды побывала замужем, родила ребенка. Но, расставшись, бывшие супруги не раз работали сообща над созданием фильмов, однако теперь их отношения были исключительно деловыми. Ведь на горизонте капитана Джеймса появился новый потрясающий проект и... новая женщина.

Организаторам нынешней церемонии пришлось немало потрудиться, чтобы привлечь к ней угасшее было внимание публики. Но главной интригой, несомненно, стало противостояние экс-супругов — Бигелоу и Кэмерона”, — в канун 82-й церемонии вручения премии “Оскар” подобные рассуждения звучали повсеместно. Однако тогда, двадцать один год назад, ни Кэтрин, ни Джеймс такую ситуацию не могли даже представить. В 1989-м, едва оформив развод с Херд, Джим скоропалительно женился на симпатичной актрисе и бывшей модели Кэтрин Бигелоу. В дуэте с Кэтрин он создал картину “На гребне волны”, которая оказалась более успешной, чем предыдущая работа: сделала отличные сборы и возглавила топ видеопроката. Но больше увлеченный собой и поисками новых решений в кинематографе, чем заботами о семье, Джеймс все меньше внимания уделял молодой жене. Тем более что в это время вовсю шла подготовка к очередным съемкам: в 1990 году Кэмерон начинает работу над сиквелом “Терминатора”. В итоге, вышедший летом 1991 года фильм “Терминатор-2: Судный день” не только побил все рекорды, но и получил премию Киноакадемии в четырех номинациях. А режиссер — любовь № 4: ею стала исполнительница роли Сары Коннор Линда Гамильтон. Их роман поставил последнюю точку в отношениях с Кэтрин: супруги тихо расстались, чтобы встречаться изредка в кулуарах киностудий или на светских раутах. Зато жизнь с Линдой, несмотря на отсутствие брачного свидетельства, заставила его сполна ощутить все прелести сосуществования двух творческих людей. О том, что склонность любимой к резкой перемене настроения — от неуемной веселости до истерики, причем без видимой причины, — не особенность характера, а душевное заболевание, Джим узнал далеко не сразу. Ведь, как всегда, на первом месте для него оставалось искусство. В этот период Джеймс основал собственную кинокомпанию Lightstorm Entertainment и заключил контракт на финансирование трех следующих проектов. Выходки Линды ему доводилось терпеть лишь изредка, поскольку значительную часть времени он проводил в командировках — юношеское увлечение морем обретало плоть. В голове великого комбинатора уже созрел грандиозный план: показать на большом экране художественный вариант самой трагической морской катастрофы — гибель “Титаника”. Для этого Кэмерон нанял команду русских подводников и батискаф Мир-1 для погружения к затонувшему лайнеру. Группа опускалась на дно Атлантики целых двенадцать раз. Маэстро использовал для съемки несколько специально созданных глубоководных камер. Увлеченный воссозданием грандиозной истории любви на тонущем корабле, Кэмерон дни и ночи проводил в объятиях стихии. Это как путешествие в Мекку, делился он. Испытываешь чувства, сравнимые с религиозными. Пребывая там, на дне, проникаешься атмосферой грусти и несправедливости жизни. Джеймс Кэмерон. Пожнешь бурю Я подумал: вряд ли еще кто-то из кинематографистов когда-либо спустится сюда... И почувствовал груз такой ответственности — я должен был воплотить все эти эмоции в фильме”. Сказано — сделано. В 1997 году киномир рукоплескал фильму, съемки которого стоили гораздо дороже, чем некогда сам корабль: Джим истратил намного больше средств, нежели изначально было отпущено студией. Дабы сократить бюджет, Кэмерон, исполнявший обязанности продюсера, режиссера и монтажера фильма, отказался от зарплаты, оставив только гонорар за сценарий. Но игра, как говорится, стоила свеч: картина молниеносно поставила новый рекорд кассового сбора — более миллиарда долларов по всему миру, опередив даже “Звездные войны” Джорджа Лукаса. “Титаник” получил четырнадцать номинаций на премию “Оскар” и забрал одиннадцать, включая награды “Лучший фильм” и “Лучшая режиссура”. Джеймс Кэмерон взошел на долгожданный пьедестал, став человеком года в Голливуде. А потом на целых двенадцать лет исчез из поля зрения поклонников его таланта и любителей критиковать придуманные им новшества, которые опережали эпоху. Это не означало, что мастер киносенсаций все это время мирно читал, сидя у камина загородного дома, или — упаси Бог! — полностью погрузился в проблемы быта. С 2000-го по 2009-й он трудился над созданием картин, которые, хотя и не вошли в сокровищницу мирового кинематографа, добавили к его портрету новые штрихи. Например, в документальном фильме “Призраки бездны: “Титаник”, появившемся в прокате через шесть лет после “Титаника”, он подробно рассказал о путешествии на дно океана и исследовании останков корабля. В 2005 году появились “Чужие из бездны”. В 2006-м он стал продюсером фильма “Расшифрованный исход” — об исторической основе библейской книги “Исход”, а в 2007-м “Потерянная могила Иисуса” об обнаруженном археологами захоронении Христа, его сына Иуды и матери семейства по имени Мариамене, или Мария Магдалина. После того как крамольная лента вышла на экраны, общественность взорвалась праведным гневом, в результате чего Джеймса едва не отлучили от церкви. “Я не историк и не археолог. Я режиссер, рассказчик. Если я вижу хорошую историю, я снимаю”, сказал в свое оправдание автор. Были и другие ленты, но такого резонанса им достичь уже не удалось. Те же, кто с готовностью прощал гению его попытки подкорректировать взгляд на религиозные сюжеты, с нетерпением ждали премьеры фильма, слухи о котором будоражили умы задолго до начала съемок: “Аватар”,


повторяли, как мантру, кэмерономаны, собирая по крупицам информацию о будущем шедевре и заранее предвкушая самое невероятное кинопутешествие.
Надо ли говорить, что вместе с грандиозным замыслом, ждущим реализации в творческой жизни Кэмерона, в его личной истории появилась новая муза, готовая заменить собой Линду. Хотя, по официальным данным, рядом с неуравновешенной Гамильтон Джеймс провел в общей сложности восемь лет, их законный брак продержался с 1997 по 1999 год. Линда подарила ему дочь Джозефину и... ощущения человека, живущего у подножия вулкана, готового разбушеваться в любое мгновение. А такое соседство рано или поздно надоедает. Вероятно, потому Джеймса так привлекла Сьюзи Эймис.
В 1995-м скромница Сьюзи получила небольшую роль внучки героини, выжившей после гибели “Титаника”, и робкую надежду на то, что их с Джимом взаимная симпатия когда-нибудь перерастет в более серьезные отношения. Эймис, не обладавшей ни ослепительной внешностью, ни преимуществами юности, пришлось запастись терпением: шутка ли пережить свадьбу любимого с Линдой, а затем рождение их ребенка! Но она выдержала и это, получив в 2000 году предложение стать миссис Кэмерон и, оставив не слишком удачную актерскую карьеру, заняться более благодарным делом — воспитанием их будущих детей и поддержанием огня домашнего очага. И она согласилась. “Раньше я не знал, что такое радость возвращения домой”, — признался скупой на эмоции режиссер время спустя. Теперь же дом согревал его теплом и уютом, а со временем наполнился детскими голосами: в апреле 2001 родилась дочь Клэр, а в конце декабря 2006 года на свет появились близнецы Элизабет Роуз и Куинн. Конечно, Джим не имел ничего против своего пасынка — Джаспера, сына Сьюзи от первого брака, тем более что по-прежнему допоздна задерживался в студии и съемочных павильонах, готовясь в который раз потрясти мир.

В 2007 он объявил о своем возвращении в большое кино, собираясь презентовать публике “Аватар”. Этот проект был задуман еще в 1995 году, однако в то время его создание было слишком затратным и технически невыполнимым. Уже тогда эксперты авторитетно предвещали: это будет третий фильм Кэмерона, который совершит революцию в применении CGI-эффектов.

Джеймс Кэмерон. Пожнешь бурю Возможно, тем, кто знает великого Джеймса Кэмерона довольно близко, несложно поверить в то, что он скрупулезно записывает свои сны, дабы потом иметь возможность толковать их содержание. Но глядя на него, вальяжно развалившегося в кресле во время интервью, кажется, будто этот человек, не перестающий удивлять мир невероятными техническими новшествами, далек от любимого занятия наших прабабушек. Тем не менее, гласит созданная им легенда, именно сон лег в основу картины, выхода которой ожидали миллионы людей. “Как к вам пришла эта идея? Правда ли, что вы почерпнули ее у братьев Стругацких?” донимали вопросами любопытствующие. Аватар был сделан на основе тысяч образов и картин, которые я представлял, зарисовывал еще в школе и колледже. В 1975-м мама рассказала, что ей приснилась трехметровая голубая женщина, и я ее тогда нарисовал, а потом долго еще вынашивал этот образ, представлял, как она может выглядеть, и уже использовал эти наработки, когда придумывал для Аватара расу на’ви, их планету”, говорил Джеймс в ответ на обвинения писателя Бориса Стругацкого в плагиате. По словам Стругацкого, сюжет фильма был позаимствован из их знаменитого цикла романов “Мир полудня”, вышедшего в середине шестидесятых годов. Но Джеймс в ответ лишь снисходительно улыбался Все эксклюзивно”, уверял он. Ведь недаром говорят, что идеи витают в воздухе. “Самый дорогой, ожидаемый, самый-самый...
такими заголовками пестрели все издания в канун выхода “Аватара”. Собрав деньги, похвалы и награды, он победно прошел по кинотеатрам всех стран мира, чтобы получить практически обещанную главную золотого рыцаря по имени Оскар.
И вот теперь...
Итак, победителем в номинации Лучший фильм становится... Кэмерон приготовился встать, чтобы, раскланявшись перед рукоплещущим залом, выйти на сцену. “Победителем становится Повелитель бури режиссера Кэтрин Бигелоу! “Этого не может быть!” — пронеслось в сознании Джеймса, ощутившего, как похолодевшие от волнения пальцы сжимает маленькая рука жены. Но шанс вырвать победу еще не был потерян. “Оскар” за “Лучшую режиссуру” присуждается.
присуждается.Кэтрин Бигелоу гром аплодисментов еще долго звучал в ушах Джеймса похоронным набатом. Он, несомненно, понимал: все, что происходит в зале Кодака, всего лишь игра взрослых девочек и мальчиков, но боль от поражения, к которому он не был готов, не унималась. В тот день фильм Кэтрин взял шесть наград из девяти номинаций
все главные. Потому те три, из девяти заявленных, “Лучшая операторская работа”, “Лучшие визуальные эффекты”, “Лучшая работа художника-постановщика” — показались ему насмешкой, брошенной вслед поверженному герою. Такова диалектика жизни, неумело утешали друзья. И лишь Сьюзи мудро промолчала: о том, какие грандиозные планы вынашивает ее муж, знали только он и она. Следующий “Оскар”, несомненно, достанется Джеймсу Кэмерону, даже если ждать его придется всю отпущенную им жизнь.



0 Комментарии::

Отправить комментарий

Написать комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More