Blogroll

13 июн. 2012 г.

Российская эмиграция в Аргентине

Вопрос о взаимодействии с диаспорой является одним из наиболее актуальных для России и ее внешней политики. В широком смысле к российской диаспоре относятся выходцы из Российской империи, СССР, либо из Российской Федерации (и их потомки), проживающие за рубежом и отождествляющие себя в этнокультурном смысле с Россией и русским народом. Политика России по отношению к диаспоре включает два взаимосвязанных аспекта:

морально-этический, предполагающий определенные обязательства со стороны России перед соотечественниками по защите их политических, экономических, социальных и иных прав, включая право на сохранение культурной и этнической идентичности;

прагматический, предусматривающий использование потенциала диаспоры для развития и укрепления двусторонних отношений, обеспечения российского культурного и языкового присутствия в зарубежных странах. Приоритетное внимание при этом уделяется взаимодействию с соотечественниками в государствах, имеющих важное геополитическое значение для России. В то же время особого внимания заслуживают наши соотечественники в тех странах, где в силу различных обстоятельств российское экономическое, культурное, информационное влияние представлено слабо и диаспора могла бы восполнить этот пробел.

Определенный интерес в этом смысле представляет российская диаспора в странах Латинской Америки, в том числе в Республике Аргентина.

В основе данного материала — результаты экспертного опроса, проведенного в августе 1997 года в Республике Аргентина (г. Буэнос-Айрес; г. Обера, провинция Мисьонес). В качестве респондентов были привлечены представители славянских организаций различных “волн” эмиграции, сотрудники муниципальных органов власти, ученые-слависты. Экспертный опрос дополнен контент-анализом материалов, опубликованных в газете “Наша страна”, издающейся в Буэнос-Айресе на русском языке.

Очевидно, что современная аргентинская нация с соответствующим ей национальным самосознанием могла возникнуть только на основе достижения этнического и культурного консенсуса, в том числе путем ассимиляции миграционных потоков. Однако в аргентинском обществе присутствует и такое явление, как аккультурация, предполагающая процесс приобретения человеком или группой людей норм и ценностей господствующей в данном обществе культуры при сохранении национальной культуры и языка. Об этом говорит опыт существующих в Аргентине многочисленных общественных объединений, вокруг которых консолидируются выходцы из разных стран.

По неофициальным данным, славянские колонии в республике насчитывают около 500 тыс. человек. Ядро действующих славянских организаций составляют, как правило, украинцы и белорусы. Большинство из них не владеют родным языком, имеют достаточно архаичное представление о культуре и традициях страны своего происхождения. Характерно, что, будучи этнически однородными, данные организации ориентируются на различные национальные культуры. Очевидно, что для нас практический интерес представляют российские ориентированные общины. К таковым, в частности, можно отнести объединения белой эмиграции, Федерацию клубов бывших советских граждан, клуб “Восток”, Русский клуб (г. Обера) и ряд других.

Спецификой данных организаций является то, что их основу составляют украинцы, белорусы и русские, отождествляющие себя в этнокультурном смысле с Россией. При этом самоидентификация, выражающаяся в ориентации на русскую культуру, сохранение связей с Россией является результатом личного выбора, воспитания, традиционного восприятия Родины, а не объективных этнических характеристик. К примеру, существующий более 50 лет клуб “Восток”, объединяющий белорусов,
украинцев, литовцев, выехавших после первой мировой войны с территорий бывшей Российской империи, ставит задачи сохранения русского языка и культуры, осуществления контактов с русскими организациями в других странах, консолидации различных миграционных “волн” выходцев из России.

Идентифицирует себя с русским народом и немалая часть бывших граждан СССР, в разные годы эмигрировавших в Аргентину (Федерация клубов бывших советских граждан и др). В то же время распад Советского Союза и возникновение независимых Украины и Белоруссии не могли не сказаться на ситуации в славянских общинах, вызвав процесс этнического размежевания внутри них. По результатам опроса, пророссийски ориентированные объединения и их лидеры становятся объектом нападок со стороны националистически настроенных кругов украинской эмиграции.

Так, Почетный консул РФ в провинции Мисьонес З. Забчук в беседе отметила, что в последние годы эмиссары украинских националистических организаций, в первую очередь Канады, регулярно приезжают в провинцию, оказывают финансовое содействие униатской церкви, проводят деятельность, направленную на раскол в российски ориентированных организациях местной славянской колонии. Имели место попытки помешать подъему флага РФ на Дне эмигранта. Подобная практика является не только следствием усилий националистически настроенных кругов украинской эмиграции. Как показали результаты прошедшего 21—24 августа 1997 г. в Киеве Второго всемирного форума украинцев, официальный Киев ориентируется на осуществление тесного взаимодействия лишь с теми украинскими общинами, которые “свободны от русского фактора” и осуществляют пропаганду “галицийской культуры”. В принятой государственной программе “Украинская диаспора до 2000 года” украинское правительство рассматривает диаспору как фактор обеспечения национального присутствия, а ее основной задачей считает “пропаганду украинской державности”.

Следует отметить, что на фоне действующих в Аргентине арабских, армянских, еврейских объединений организации российской диаспоры выглядят малочисленными и раздробленными. Слабая степень консолидации является характерной чертой русских организаций как дальнего, так и нового зарубежья. Имевшие место еще в период существования СССР попытки снять напряжение между организациями, объединяющими различные “волны” эмиграции, серьезного результата не дали. Традиционное деление на “белую” и “розовую” эмиграции сохраняется и среди славянских общин Аргентины, сдерживая возможные тенденции к объединению даже в тех случаях, когда организация стоит на грани выживания.

Так, “белая” эмиграция и их потомки консолидируются в провинции Буэнос-Айрес вокруг “Корпусного дома” (руководитель Н.М. Дубко). Основой объединения является приверженность монархиче-ским идеалам, что существенно сужает социальную базу деятельности этой организации. Не способствует привлечению новых членов и отношение к представителям других “волн” эмиграции как к “идеологическим оппонентам”. В то же время руководство “Корпусного дома” считает возможным оказывать платные услуги по адаптации новой “волне” эмигрантов из России (поиск жилья, работы, переводческие услуги). В принципе данная структура могла бы стать основой Центра по поддержке эмиграции, решив тем самым вопросы финансирования и обеспечив себе достаточно перспективное направление деятельности. Но для этого необходима определенная деидеологизация, которую большинство актива не приветствует.

Аналогичные проблемы переживает и единственная русскоязычная газета, издаваемая в Аргентине и находящаяся на грани закрытия из-за отсутствия должного финансирования, — “Наша страна”. Газета выходит с 1947 года, является печатным органом монархически настроенных кругов и ставит своей задачей “защиту идеалов белого движения и освободительного движения народов России”. При этом “белая” эмиграция характеризуется как “духовная основа возрождения российского государства”, как единственный “гарант” выживаемости “русской национальной идеи” и в России, и за ее пределами. Такой подход в принципе исключает возможность участия в консолидационных процессах, а претензии на исключительность существенно сужают круг читателей, а значит, и возможные источники финансирования. Современное внутриполитическое положение в России, ее внешняя политика подвергаются резкой и не всегда обоснованной критике, что формирует негативный образ России не только у “белой” эмиграции, но и у русскоязычной диаспоры в целом, так как для многих выходцев из бывшего СССР это издание является единственным источником информации о событиях, происходящих в РФ; делает сомнительным возможное оказание финансовой поддержки данной газете со стороны государственных и общественных организаций России, осуществляющих взаимодействие с зарубежными соотечественниками. В качестве религиозной основы возрождения России в публикациях газеты рассматривается Русская православная церковь за рубежом (Карловацкий раскол), не обладающая в России практически никаким влиянием.

Дополнительным финансовым вливаниям не способствует и откровенно антисемитская направленность газеты, отталкивающая местных представителей финансового бизнеса, солидную часть которого составляют евреи. Ориентация же на Национально-республиканскую партию России не может дать ни политических, ни финансовых дивидендов, так как НРПР не пользуется в России авторитетом и реальных перспектив для прихода к власти не имеет.

Что касается газеты “Наша страна” — единственной русскоязычной в Аргентине, то она имеет более чем 50-летний опыт существования, сеть корреспондентских связей. При деидеологизации она могла бы существенно расширить круг читателей и стать не только основой консолидации русскоязычной диаспоры, но и важным источником информации об экономическом и культурном потенциале современной
России.В настоящее время функции консолидирующей организации среди “розовой” эмиграции пытается осуществлять Федерация клубов бывших советских граждан, имеющая опыт координационной деятельности, поддерживающая тесные контакты не только с общинами выходцев из бывшего СССР внутри страны, но и за ее пределами. До распада СССР Федерация поддерживала связи с ассоциацией “Родина”, что обеспечивало организационную и, в известном смысле, финансовую поддержку. В современной ситуации Федерация переживает острый кризис, вызванный отходом части состоявших в ней украинских объединений, переориентировавшихся на сотрудничество с “Просвитой”, — “крышевая” организация националистически настроенной украинской эмиграции, функционирующая во многих странах мира, — отсутствием информационной поддержки из России, стабильных контактов с российскими структурами, осуществляющими взаимодействие с соотечественниками. По информации Н. Ярмолюк, одного из членов руководства организации, действующий актив Федерации насчитывает сейчас несколько десятков человек. В основном это люди пожилого возраста, среднего достатка, не занимающие влиятельных позиций в деловых и культурных кругах страны.

Как показали результаты экспертного опроса, руководство Федерации не имеет никакой информации о существующих в России программах по поддержке соотечественников, об организациях, эту поддержку осуществляющих, в том числе специализирующихся по дальнему зарубежью. Представляется, что наиболее активными и дееспособными являются российски ориентированные организации, сосредоточенные в местах компактного проживания выходцев из России и других республик бывшего СССР. В этой связи несомненный интерес представляет деятельность Русского клуба г. Обера. Этнический состав клуба достаточно пестрый (украинцы, белорусы, поляки, русские), большая часть которых — потомки “трудовой” эмиграции конца XIX — начала XX века. Клуб располагает помещением, имеет источники финансирования (не исключена финансовая поддержка со стороны органов муниципальной власти, среди руководства которой немало славян) для проведения культурных мероприятий. Специальной программы по взаимодействию с национальными объединениями муниципальные власти не имеют, но при осуществлении культурной политики полиэтнический состав города и провинции в целом принимается во внимание. В частности, мэрией оказывается поддержка национальным объединениям города при ежегодном проведении Дня эмигранта. Для строительства этнокультурных центров специально отведена территория городского парка. Названия стран, выходцы из которых проживают в городе, отражены в наименованиях улиц и площадей. В беседе с руководством мэрии отмечалось, что сохранение этнического консенсуса, недопущение национальных конфликтов является одной из важных задач муниципальных властей. Кроме того, мэрия стремится к развитию контактов со странами, выходцы из которых проживают в провинции, в том числе в форме побратимских связей. Руководством мэрии был проявлен интерес к “Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом”, принятой в РФ, высказано пожелание изучить и популяризировать в России опыт взаимодействия с национальными объединениями, накопленный в провинции в целом и в г. Обера в частности. Важным субъективным фактором, обеспечивающим сохранение контактов Русского клуба г. Обера с организациями в России, занимающимися проблемами соотечественников, является деятельность Почетного консула РФ в провинции Мисьонес З. Забчук.

К негативным тенденциям в развитии российской диаспоры следует отнести нарастающий поток неконтролируемой миграции из республик бывшего СССР. По имеющейся информации, в Москве на 1 сентября 1997 г. функционировало шесть коммерческих предприятий, специализирующихся на отправке эмигрантов в Аргентину (“Виза-сервис”, “Мамонтов” и др.). По неофициальным данным, только через “Виза-сервис” за год проходит более 5 тыс. мигрантов, в основном из Сибири, Урала, Дальнего Востока. Точной статистки дать не представляется возможным, так как подавляющее большинство мигрантов на учет в российское консульство не встает. Социальный состав выезжающих — инженеры, врачи, учителя, рабочие, мелкие предприниматели. Стартовый капитал этих людей минимален, представление о выбранной для постоянного места жительства (ПМЖ) стране весьма смутное, знание языков отсутствует. Фирмы в России обеспечивают мигрантов годовой визой, которую, пользуясь их низкой правовой культурой, выдают за вид на жительство. Решать вопрос с жильем и трудоустройством, легализацией документов об образовании мигрантам приходится самим, что весьма затруднительно без знания языков, законов и обычаев страны. Мигранты, как правило, не представляют своего реального статуса, ничего не знают о своих правах и обязанностях в качестве граждан одного государства, временно находящихся на территории другого. Имеют место нарушения социальных прав мигрантов. Так, по информации, полученной от представителей данной “волны”, проживающих в провинции Рио Негро, немало случаев, когда аргентинские работодатели принимают российских мигрантов без юридического оформления трудовых отношений, пользуясь их тяжелым материальным положением, и после 1—3 месяцев увольняют, не выплатив зарплату. Основные сферы занятости российских мигрантов, сумевших трудоустроиться, как правило, не имеют ничего общего с их основной профессией: портовые грузчики, горничные и т.п. В еще более худшем положении находятся мигранты, приехавшие из Украины и практически не имеющие стартового капитала. Многие из них в поисках заработка вступают в конфликт с законом. “Новые русские” составляют крайне незначи-тельный процент среди последней “волны”. Подавляющее большинство прибывает в Аргентину в надежде заработать и при благоприятном стечении обстоятельств остаться на ПМЖ. В действительности эти люди оказываются в положении граждан “второго сорта”, они лишены правовой поддержки, в первую очередь со стороны государства проживания, не имеют реального шанса ни адаптироваться, ни уехать. Опрошенные отмечали в целом благожелательное отношение к ним со стороны местного населения. Однако в массовом сознании аргентинского общества постепенно формируется имидж русских как криминальных элементов, а русской эмиграции — как угрозы стабильности. Неконтролируемый поток мигрантов, таким образом, не только создает сложности для самих выезжающих, но и может негативно сказаться на состоянии и развитии двусторонних отношений. Механизмы же его регулирования на межгосударственном уровне пока отсутствуют. Таким образом, основой для сохранения русской культуры в полиэтническом обществе современной Аргентины являются российски ориентированные общины выходцев из России и других республик бывшего СССР. Очевидно, что данные структуры нуждаются в информационной и финансовой поддержке со стороны государственных и общественных организаций России, осуществляющих взаимодействие с диаспорой традиционного зарубежья. Исходя из того обстоятельства, что только в Москве насчитывается несколько десятков фондов, коммерческих структур, общественных объединений, научных организаций, специализирующихся на поддержке соотечественников, представляется целесообразным иметь в Посольстве РФ базу данных о подобных организациях для информирования российски ориентированных национальных объединений. Приоритетным направлением государственной политики РФ в отношении соотечественников является поддержка молодежных групп и движений, молодежных лидеров. С 1996 года РФ предоставляет бюджетную квоту для получения высшего образования в вузах России молодежи из российских общин традиционного зарубежья. Как показали результаты опроса, российские организации Аргентины не были информированы о подобной практике (компетенция представителя Росзарубежцентра), но готовы воспользоваться этой возможностью.

Очевидно, что РФ не способна в силу объективных обстоятельств серьезно влиять на сохранение и развитие русского языкового и культурного пространства в странах традиционного зарубежья, хотя поддержка русского языка декларируется в ряде официальных документов как важное направление политики в отношении соотечественников. В связи с этим серьезного внимания и поддержки заслуживает инициатива ученых Университета Буэнос-Айреса о возможном создании кафедры русского языка на факультете философии и филологии. Отметим, что специализация по украинскому языку и культуре на факультете уже существует.

Использование потенциала российски ориентированных общин Аргентины для укрепления и развития двусторонних отношений в настоящее время представляется довольно проблематичным. Анализ показывает, что лоббистский потенциал этих структур крайне низок, и в принципе они таких задач перед собой не ставят. Поэтому особый интерес могут представлять выходцы из России (и их потомки), не связанные с национальными объединениями, но занимающие влиятельные позиции в деловых, культурных кругах страны и способные стать реальным “мостом” в развитии двусторонних отношений.


0 Комментарии::

Отправить комментарий

Написать комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More